Карта сайта
30 января 2012, 15:40

Ирина Великанова: Ребенок должен быть защищен от насилия!

Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми стали темой обсуждения в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы

 

Трагедия в жизни ребенка - всегда катастрофа. Удастся ли ему выжить, не став моральным калекой - это вопрос времени, условий, неравнодушия и сочувствия окружающих. Хуже всего, что фатальные события в судьбе ребенка нередко происходят не по случайности, а из-за жестокости, недомыслия или преступного невмешательства тех, кто должен охранять его безопасность.

Вопросы организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми в городе Москве стали предметом обсуждения на «круглом столе», состоявшемся 26 января 2012 года  в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы. Свое мнение по данному вопросу высказали руководители столичных департаментов, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, депутаты Московской городской Думы, представители муниципалитетов и Московской городской межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 

Своим мнением по этому вопросу поделилась член фракции «Единая Россия», заместитель  председателя комиссии Мосгордумы  по образованию и молодежной политике Ирина Великанова.

«К сожалению, не секрет, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми становится все более и более острой и в России. Предотвращение насилия и жестокого обращения в отношении детей является важнейшей социальной задачей органов государственной власти, общественных организаций, общества в целом и отдельных граждан.

Российское законодательство закрепляет комплекс правовых гарантий защиты детей от насилия и жестокого обращения, как в отраслевых законах, так и в специальных законодательных актах об основных гарантиях прав ребенка.  Созданы необходимые правовые предпосылки для выявления и пресечения насилия в семье, направленного на детей, для оказания различного рода помощи и поддержки жертвам такого насилия, наказания лиц, виновных в насильственных действиях. Так, в семейном праве жестокое обращение с детьми признается наиболее опасным видом злоупотребления родительскими правами, которое безусловно влечет за собой вмешательство в ситуацию со стороны государства, и является самостоятельным основанием для  лишения родительских прав.  Защита ребенка от различных форм криминального насилия обеспечивается Уголовным кодексом РФ. Предусмотрена ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Безусловно, все эти правовые нормы имеют не только, так сказать, карательный характер по факту совершения того или иного насильственного действия в отношении ребенка, но и предупреждают их совершение.  Понимая важность данной проблемы российское законодательство постоянно совершенствуется.  Только за последний год приняты федеральные законы, которые вводят административный надзор  за  бывшими осужденными  за умышленные преступления против несовершеннолетних, а также за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Принят также закон, изменивший подследственность уголовных дел о половом сношении, мужеложстве или лесбиянстве, развратных действиях, совершенных в отношении лиц до 16 лет. Ранее указанными преступлениями занимались следователи органов внутренних дел. Однако данные деяния обладают большой степенью общественной опасности и высокой латентностью. Они труднодоказуемы. В связи с этим такие дела переданы в ведение Следственного комитета России. 

На заседании «круглого стола», прошедшего в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы был представлен проект плана мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в Москве на 2012-2013 годы.   Решение проблемы насилия в семье и обществе напрямую зависит от степени осознания обществом глубины этой проблемы, от воспитания, правовой грамотности, информированности, как взрослых – родителей, опекунов, работников госорганов,  так и  самих детей в отношении возможностей защиты своих прав. Поэтому важно, что представленный проект содержит значительный перечень разнообразных мероприятий по  данным направлениям.  Вместе с тем, на мой взгляд,  для пропаганды общения без насилия следует также использовать потенциал социальных сетей, которыми пользуется огромное количество и взрослых и детей, а также активнее привлекать к мероприятиям по профилактике жестокого обращения с детьми элементы гражданского общества, например,  молодежные и детские общественные организации, некоммерческие социально ориентированные объединения.  

Также важно, что в проекте Плана  предусмотрена организация обучающих семинаров для инспекторов ОДН ОВД по сбору материалов, необходимых для возбуждения уголовного дела по статье 156 УК РФ, которой предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Сложность в применении данной нормы состоит в том, что до сих пор в российском законодательстве нет легального определения понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним», в связи с  чем, при квалификации и доказывании факта совершения преступления по ст. 156 УК возникают трудности. Кстати говоря есть еще один законодательный аспект.  Указанное преступление квалифицируется как преступление небольшой тяжести, что дает возможность освобождения виновного лица от уголовной ответственности в связи с примирением сторон. Аналогичная ситуация возможна и в случае применения статей 115 и 116 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои). Более того, данные статьи не содержат такого квалифицирующего признака, как возраст лица, в отношении которого совершается преступление. Таким образом на лиц, совершивших данные деяния в отношении несовершеннолетних, повышенная уголовная ответственность не распространяется. А между тем, насилие над детьми в семье зачастую подпадает именно под эти составы преступлений.    

Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства. При этом наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В этой связи, на мой взгляд, неоценимым является установление социального патроната над детьми, что предусмотрено Законом города Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». Проведение мероприятий, предусмотренных Планом, должно быть направлено в первую очередь на семьи,  где установлен социальный патронат. 

Очень актуально, что планируется проведение комплекса мероприятий по борьбе с интернет-педофилией. Эта проблема всем известна. Вместе  с тем, на мой взгляд, План мероприятий следует дополнить аналогичным комплексом мер по борьбе с интернет – сайтами, содержащими информацию, побуждающую к насильственным действиям либо демонстрирующих, описывающих подобные факты.  Кстати говоря, буквально на днях в Интернете я без труда нашла на известном  сайте YOUTUBEогромное количество видеороликов об избиениях и издевательствах, в том числе с участием детей,  с применением нецензурной брани.  От 19 тысяч до  ста тысяч просмотров каждого ролика.   При этом замечу, что если ученики младших классов еще только изображают драку, то старшеклассники уже откровенно издеваются в этих роликах и над своими сверстниками, и над посторонними людьми. Все это, так называемое, «хеппи слеппинг» - «веселенькое избиение» или «веселенький мордобой». Ни веселого, ни забавного в этом нет ничего, но в молодежной среде подобное практикуется уже последние пять лет. Так, группы подростков нападают на случайных прохожих, после чего наглядно демонстрируют в интернете видеозаписи.  

Мне кажется борьба с этим явлением необходима, тем более, что с 1 сентября 2012 года вступает в действие Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в соответствии с которым, подобная информация является запрещенной для распространения среди детей.  Кроме того, после вступления данного Федерального закона в силу и принятия соответствующих подзаконных актов Правительством РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, должны будут  разработать и реализовать собственные  региональные программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

И последнее. На мой взгляд, должен быть разработан методический документ, четко отражающий  порядок действий  специалистов всех  органов и организаций, которые  в пределах своей компетенции занимаются выявлением семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, соответствующей профилактикой или оказывают помощь детям, подвергшимся насилию.  Что должен сделать, например, учитель или врач, получивший соответствующую информацию, куда обратиться,  кто и как регистрирует эту информацию, что происходит дальше и так далее. Думаю, что это несложная вещь, но подобный материал будет способствовать более четкому межведомственному взаимодействию  в вопросе защиты прав детей от жестокого обращения».

Поделиться ссылкой:
Ссылка для блогов